Top.Mail.Ru
«Алдан»: война как зеркало человечности. Репортажная фотография о культуре в Якутии

Фильм «Алдан» Дмитрия Кольцова — больше чем военная драма. Это исследование внутреннего перелома. Герой картины, якутский IT-предприниматель Спиридон Дьяконов (прототип — кавалер ордена Мужества Николай Потапов), теряет дочь в результате теракта, организованном наёмниками, чьи амбиции коренятся в нерешённых конфликтах прошлого. Его трансформация из отца мотивированного местью за убийство дочери в военного медика с позывным «Алдан» (Илья Яковлев в убедительной роли) — метафора внутренней войны между яростью мести и состраданием. 

Кольцов, известный по фильму «Рядовой Чээрин», избегает упрощённой героизации. Ранение Алдана становится поворотной точкой: физическая боль обнажает бесплодность ярости. Сцена, где он спасает дочь врага, — не слащавый жест, а акт восстания против цикла насилия «око за око». «Ты сам волен решать: уйти или остаться», — эта реплика звучит как вопрос к зрителю, этическому выбору каждого. 



Фильм противопоставляет два мира. Якутия здесь — не просто локация, а живое пространство. Её «креативная экономика», сочетающая добычу алмазов с IT-школами и геймдевом (как у реального Потапова), отражает синтез традиционной и креативной экономики. Нож саха, тойук, напевы осуохая, культ предков противостоят безродности наёмников. Важнейший диалог происходит в эпизоде со своим дедом, через обращение к родовой памяти герой находит силы не уничтожать, а защищать. Это прямой вызов информационной войне, где подлинное пытаются подменить симулякрами. Кольцов мастерски балансирует между жанрами. Кадры реальных боёв, флешбэки и мистические видения сплетаются в единую ткань. Даже «советский флаг на шевронах» —  не ностальгия, а напоминание о непрерывности истории. «Алдан» — это первый межрегиональный фильм Якутии и Запорожья, где за кадром — история сотрудничества, начавшегося ещё в Великую Отечественную. Фильм бросает вызов не только врагам, но и стереотипам. Он доказывает, что патриотическое кино может быть свободным от пропагандистских штампов. 
Фильм не даёт готовых ответов. Он спрашивает: а ты уйдешь или останешься? Вера в то, что правда не утонет во лжи, что память, запечатлённая в кино, останется в поколениях. И что среди кромешного ада мести можно выбрать милосердие — как сделал Алдан, спасая дочь врага. Премьера состоится 1 мая 2025 года. Не пропустите историю, которая расскажет, что мы сами вольны решать: пойти или остаться.